(Налимов Николай Александрович; 19.06.1852, Нов. Ладога С.-Петербургской губ.- 13.07. 1914, С.-Петербург), архиеп. Владимирский и Суздальский. Род. в семье свящ. (впосл. протоиерея) Александра Налимова, окончившего в 1847 г. СПбДС. В 1872 г. о. Александр († 6 апр. 1883), прослужив более 20 лет в Климентовском храме Нов. Ладоги, был переведен в деревянную ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Парголове (ныне в черте С.-Петербурга), где организовал строительство каменного 3-престольного храма на 850 чел. по проекту архит. К. А. Кузьмина (возведен в 1876-1880; в советский период не закрывался).
В 1873 г. Н. Налимов окончил СПбДС 1-м по списку, затем поступил в СПбДА. В 1877 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра. Младшие братья Н., Владимир (1857-1909), Симеон и Тимофей (1862-1925), также выпускники СПбДА (соответственно 1882, 1885 и 1886 гг.), впосл. стали протоиереями. Наиболее известный из них, экстраординарный профессор прот. Тимофей Налимов, магистр богословия, преподавал в СПбДА патрологию и пастырское богословие. 4 апр. 1908 г. Советом академии он был избран ректором, 30 апр. утвержден Синодом в должности исполняющего обязанности ректора, но через месяц написал прошение об освобождении от этой должности (и. о. ректора был назначен архим. Феофан (Быстров)). В 1922 г., после ареста патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина), захвата патриаршей канцелярии обновленцами и создания неканонического Высшего церковного управления, прот. Т. Налимов стал одним из инициаторов провозглашения т. н. Петроградской автокефалии.
После окончания академии Налимов 11 авг. 1877 г. назначен преподавателем греч. языка в Александро-Невском ДУ, 28 авг. 1878 г.- помощником инспектора СПбДС. С 1879 г. он преподавал греч. язык, в 1880, 1884, 1885 гг. временно исполнял должность инспектора семинарии. Любовь к греч. языку «сохранил до конца жизни». Впосл., будучи Владимирским архиепископом, часто посещал уроки во Владимирской ДС, принимал участие в переводах и разборе греч. текстов.
В СПбДС Налимов пользовался большим доверием учащихся и помогал им материально. Никогда не пропускал богослужений в семинарской церкви. 8 июня 1885 г. в академическом храме Двенадцати апостолов Налимов пострижен в монашество ректором СПбДА Ладожским еп. Арсением (Брянцевым) с сохранением прежнего имени, 11 июня рукоположен во диакона, 12 июня - во иерея. 15-17 янв. 1886 г. Н. назначен ректором Смоленской ДС (вступил в должность 15 февр.). 26 янв. еп. Арсением (Брянцевым) в церкви СПбДА возведен в сан архимандрита. Как ректор семинарии, возглавил совет братства прп. Авраамия Смоленского, к-рому 11 марта 1886 г. были предоставлены права епархиального училищного совета. Под рук. Н. при семинарии 22 окт. 1886 г. открыта образцовая церковноприходская школа, в к-рую поступили 53 ученика. Смоленская ДС, одна из старейших в России (учреждена в 1728), располагалась в 5 тесных неблагоустроенных зданиях. Вопрос о строительстве нового корпуса удалось разрешить в ректорство Н., в 1886 г., когда Смоленск посетил обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. В 1887 г. утверждены проект и смета. 3 мая 1888 г. Н. освятил место для будущего семинарского корпуса, 17 июля того же года участвовал в закладке фундамента. Долгожданное торжество возглавил еп. Смоленский и Дорогобужский Нестор (Метаниев; † 1910), бывший в 1866-1877 гг. ректором Смоленской ДС. При Н., в 1888 г., семинарию окончил мч. Иоанн Попов, профессор МДА, доктор церковной истории. 23 сент. 1888 г. Н. совершил погребение педагога прот. Даниила Лебедева, служившего в Смоленской ДС 31 год (с 1853 по 1884) и в 1868 г. избранного ее инспектором, а в 1877 г.- ректором.
21 марта 1889 г. Н. назначен ректором СПбДС (в ее корпорации состоял родной брат Владимир Налимов). Н. отбыл из Смоленска 14 апр. Контролировал все стороны жизни столичного учебного заведения вплоть до того, что лично проверял качество покупаемых для семинарии дров, на торгах умел сбивать цену, предлагая продавцам «послужить своим будущим пастырям»; денежную отчетность вел «идеально до бесконечности». Н. обладал прекрасной дикцией, богослужения совершал «замечательно чинно и внятно». В 1888-1891 гг. инспектором СПбДС был иером. Никон (Софийский; впосл. архиепископ Карталинский и Кахетинский), в 1908 г. Н. участвовал в его погребении в Успенском соборе Владимира.
12 июля 1890 г. Н. определен епископом Ладожским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 3 авг. состоялось наречение, 5 авг. того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершена хиротония (за той же службой в сан архимандрита был возведен игум. Антоний (Храповицкий), назначенный ректором СПбДС). Во время торжественного акта Н. сказал: «Желание имею,- свидетельствуясь совестию,- всего себя отдать на служение спасению душ, мне вверяемых» (Речь при наречении. 1890. С. 1086). С 24 окт. 1892 г. Н.- 1-й викарий с новым титулом (после переименования викариатства) - епископ Гдовский (см. ст. Гдовское викариатство), председатель совета епархиального братства Пресв. Богородицы. 25 нояб. 1890 г. Н. освятил временную церковь братства во дворе строившегося каменного храма на Боровой ул. в С.-Петербурге. 25 авг. 1891 г. Н. участвовал в отпевании профессора СПбДА М.О. Кояловича и произнес речь, особо отметив его «заботы о студентах, понесенные на должности инспектора» академии. 10 мая 1893 г. отпевал проф. А. И. Предтеченского, основателя «Церковного вестника», редактора «Христианского чтения». 6 авг. 1893 г. Н. рукоположил во иерея мон. Евсевия (Никольского; впосл. митрополит Крутицкий). 13 нояб. того же года Н. назначен епископом Саратовским и Царицынским. 16 нояб. (еще до получения указа о переводе в Саратов) присутствовал в СПбДА на защите преподавателем Саратовской ДС П. С. Соколовым магист. дис. «Церковная реформа императора Иосифа II: Опыт церковно-исторического исследования из истории западных исповеданий».
В 1894 г. в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома Н. рукоположил во диакона, а затем во иерея С. П. Ильменского (впосл. епископ Соликамский сщмч. Феофан). Летом того же года Саратовскую губ. посетил прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он общался с Н. еще в С.-Петербурге, останавливался в архиерейском доме. Вечером 29 июня прот. Иоанн присутствовал на богослужении в Крестовой ц. и сам читал канон. На следующий день при большом стечении народа Кронштадтский пастырь служил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем вместе с Н.- молебен в городской думе. 6-7 окт. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иоанна освятил Свято-Троицкий собор в г. Балашове (см. подробнее: Новиков А. П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле // Православное слово. Балашов, 2015. № 5. С. 4-5).
17 сент. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иакова Ивановского, благочинного прот. Владимира Веселовского и др. освятил 5-главый Свято-Троицкий собор в Каменнобродском во имя Святой Троицы монастыре, 28 сент. 1897 г.- домовый храм равноап. Марии Магдалины в перестроенном корпусе Мариинского ин-та благородных девиц в Саратове, в 1897 г.- храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1894-1897) Дубовского в честь Вознесения Господня монастыря, 25 июля 1898 г.- Никольский собор саратовского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. В 1894 г. Н. инициировал в Царицыне строительство нового Казанского храма, который был заложен в 1896 г. и освящен 23 авг. 1899 г. уже еп. Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). 28 мая 1895 г. Н. совершил закладку собора во имя арх. Михаила в Сердобске.
В 1898 г. по ходатайству Н. в Саратовской епархии было возобновлено Вольское викариатство, к-рое возглавил бывш. ректор Владимирской ДС архим. Никон (Софийский).
16 янв. 1899 г. по настойчивым просьбам генерал-губернатора Финляндии Н. И. Бобрикова Н. назначен на Финляндскую кафедру с возведением в сан архиепископа и стал преемником митр. Антония (Вадковского), с к-рым «был связан тесными дружескими отношениями» (Богословский. 1914. С. 572). 12 февр. прибыл в Выборг. При Н. в епархии было возведено много храмов. Ген.-губернатор Финляндии Бобриков лично жертвовал значительные суммы на церковное строительство. 24 окт. 1899 г. Н. освятил храм во имя блгв. кн. Александра (Невского) в Таммерфорсе (Тампере), 22 окт. 1900 г.- ц. во имя св. блгв. кн. Александра Невского в г. Тавастгус (Хямеэнлинна), 28 окт. 1901 г.- ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Вильманстранде (Лаппеэнранте), 4 авг. 1902 г. совершил закладку каменного храма свт. Николая Чудотворца в Куопио и 21 дек. 1903 г. в присутствии ген.-губернатора освятил это здание, вмещающее 250-300 чел. 25 июля 1904 г. Н. освятил каменную Александро-Невскую ц. в Германовском скиту Валаамского монастыря, построенную по проекту архит. Н. Д. Прокофьева. 3 июня 1901 г. Н. осуществил закладку храма свт. Николая Чудотворца в Хави (ныне в черте Выборга).
Н. совершал богослужения в Спасском храме в с. Парголове в день престольного праздника 16 авг. и на годовщину кончины отца, 6 апр.
Наиболее радикальные преобразования в епархии коснулись постановки школьного дела в правосл. приходах. Н. считал, что созданная в предыдущие годы школьная система «отчуждает подрастающее поколение, а вместе с ним и весь финский народ… от общерусского общества» и что правосл. учителя находятся под влиянием лютеранства. С 1899 г. ген.-губернатор Бобриков совместно с Мин-вом народного просвещения приступил к открытию в Финляндии рус. школ наподобие земских уч-щ в России (в качестве альтернативы финским). С февр. 1904 г. по ходатайству Н. епархиальным властям позволялось открывать и содержать на свои средства детские постоянные и передвижные школы. В июле того же года все низшие и средние учебные заведения в Финляндии фактически передавались под надзор Синода. В ряде школ вводилось изучение рус. языка, причем иногда без согласия прихожан (как в корписельском приходе). Несмотря на то что в первом десятилетии XX в. рус. язык не получил большого распространения в епархиальных школах, рус. духовная власть с оптимизмом оценивала успехи «православно-русского дела» в Финляндии. «Финляндская газета» приводила слова обер-прокурора Победоносцева: «То печальное время, когда православная церковь была здесь в загоне, когда храмы православные были редки, бедны и убоги, ютясь чуть не в лачугах, когда православные священники скрывались, опасаясь подвергнуться насмешкам и оскорблениям, ныне миновало безвозвратно. На финляндской нашей окраине постепенно растут и крепнут и прививаются светочи православной веры и просвещения - храмы Божии и школы» (Финляндская газ. 1904. № 6).
24 мая 1902 г. в зале заседаний Синода в С.-Петербурге Н. участвовал в наречении, а 26 мая в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры - в хиротонии архим. Климента (Верниковского) во епископа Уфимского и Мензелинского, 6 авг. 1904 г. участвовал в хиротонии архим. св. Кирилла (Смирнова) во епископа Гдовского, 3-го викария С.-Петербургской епархии.
8 апр. 1905 г. Н. возглавил Тверскую и Кашинскую епархию вместо уволенного тем же указом согласно прошению архиеп. Николая (Зиорова), 7 мая прибыл в Тверь, но 1 июля того же года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Высочайшим рескриптом от 4 июля пожалован бриллиантовым крестом для ношения на клобуке во внимание «к продолжительной архипастырской деятельности» и полезному служению «особливо в звании архиепископа Финляндского» (ПрибЦВед. 1905. № 28. С. 343). 2 авг. того же года прибыл в Тифлис. По отзывам современников, «на Кавказе, где в это время подняли вопрос о церковной автокефалии Грузинской Церкви», нового архиерея «встретили недружелюбно» (Богословский. 1914. С. 573). Во время краткого пребывания в Грузии под рук. Н. были учреждены комиссии для выработки проектов церковных реформ по вопросам, предложенным обер-прокурором: о церковном приходе, об участии духовенства в общественных учреждениях, об устройстве противосектантской миссии и др. (Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церк. реформе. СПб., 1906. Ч. 3. № 68: Преосвящ. Николая, архиеп. Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии от 26 нояб. 1905. С. 505-577). По признанию Н., оказавшись в крае, к-рый всегда доставлял много забот и хлопот и требовал «преизобильных попечений о его устроении», он «своими слабыми силами… не дерзнул решать наиболее важные вопросы об этом устроении, почел необходимым предстательствовать лично пред высшим священноначалием церковным» и просил освободить от дела, превышающего его силы (Прибытие высокопреосв. Николая. 1906. С. 420-421). В дек. 1905 г., после того как церковь, в к-рой молился Н., была обстреляна, выехал в С.-Петербург. По решению Синода от 16-18 янв. 1906 г. было учреждено Особое совещание для обсуждения вопроса об устроении церковных дел в Грузинском Экзархате, в состав к-рого помимо Н. вошли и бывш. экзархи Грузии - митрополиты сщмч. Владимир (Богоявленский) и Флавиан (Городецкий).
9 июня 1906 г. Н. уволен согласно прошению с должности экзарха (его преемником тем же указом утвержден архиеп. Никон (Софийский)) и 23 июня того же года назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. 18 июля прибыл во Владимир. «Во весь истекший год жизни моей мне суждено было часто брать в руки жезл путника,- признавался Н.- На Пасху был в Твери, потом Тифлис...» (Там же).
Н. заботился о Владимирской ДС, ежегодно выделял крупные пособия Об-ву вспомоществования нуждающимся воспитанникам семинарии. В кругу наставников и учеников вспоминал юношеские годы, делился богатым педагогическим опытом, делал указания методологического свойства по содержанию преподаваемых дисциплин. Проявлял сердечность и участливость к преподавателям и учащимся. Брал на себя ответственность за тех, кто оказались в сложной ситуации. Особенно трудным для Н. был нояб. 1912 г., когда волнения в семинарии переросли в открытые выступления против начальства (Богословский. 1914. С. 579). Ректором Владимирской ДС в 1905-1911 гг. был прот. И. В. Соболев, одноклассник Н. по семинарии и однокурсник по СПбДА. В 1908 г. Владимирскую семинарию окончил Сергей Сахаров (впосл. епископ Ковровский священноисп. Афанасий), в 1911 г.- А. И. Иванов (впосл. профессор Ленинградской ДА, доктор церковной истории). Особое участие Н. принимал в постройке в 1913 г. здания епархиального жен. училища; являлся председателем братства блгв. кн. Александра Невского. Внимательно следил за содержанием статей «Владимирских епархиальных ведомостей», редактором к-рых состоял учитель семинарии по библейской и церковной истории Н. В. Малицкий (впосл. профессор СПбДА).
Н. освятил много храмов в епархии, в т. ч. 2 июня 1907 г.- главный престол Введенского собора в ивановском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре, 19 июля 1910 г.- Успенскую ц. в с. Петушки Покровского у. 1 авг. 1913 г. Н. рукоположил во диакона, а 6 авг.- во священника С. Н. Фестинатова (впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим). 21 июня 1909 г. во Владимире Н. принимал воспитанников СПбДС, совершавших паломничество-экскурсию с ректором сщмч. Вениамином (Казанским): давал им объяснения при осмотре Успенского собора, вечером провел с ними пастырскую беседу.
Викариями Н. на Владимирской кафедре были епископы сщмч. Александр (Трапицын), Евгений (Мерцалов), Митрофан (Загорский; † 1919).
Н. вызывался в Синод в 1901-1902, 1904, 1906 гг. 1 июня 1914 г. выехал в С.-Петербург на летнюю сессию, остановился в покоях Александро-Невской лавры. 8 июля того же года, в день празднования Явления Казанской иконы Божией Матери, служил литургию в Казанском соборе столицы. 9 июля заболел желудочной болезнью в острой форме. Скончался от сердечного приступа. 13 июля 1914 г., в 2 часа дня, над почившим архипастырем члены Синода, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), Иркутский и Верхоленский Серафим (Мещеряков), Донской и Новочеркасский Владимир (Сеньковский) и еп. Нарвский Геннадий (Туберозов) отслужили панихиду в присутствии обер-прокурора Синода В. К. Саблера. В 18 ч. состоялось положение во гроб, ок. 20 ч., после литии,- вынос тела почившего в лаврскую Благовещенскую ц. 16 июля заупокойную литургию в Свято-Духовском храме лавры служили архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский) и члены Синода, пребывавшие в столице. В тот же день Н. был погребен на Никольском братском кладбище между могилами митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) и архиеп. Карталинского и Кахетинского Иннокентия (Беляева).
Характерной чертой Н. была тайная благотворительность - помощь как учреждениям, так и отдельным людям, иногда у преосвященного не оставалось «даже мелких денег». Н. носил потертую рясу, в последние часы жизни беспокоился, чтобы его похороны не причинили большого материального ущерба архиерейскому дому. Современники единодушно отмечали прямоту и трудолюбие Н. «Его боязнь оказаться несправедливым, пристрастным, не в меру снисходительным… всегда завладевала им и не позволяла ему ни на шаг отступиться от принятой им позиции» (Бронзов. 1914. С. 887). В Высочайшем рескрипте в мае 1909 г. Н. назван «архипастырем молитвенником-подвижником». Он истово и благоговейно совершал богослужения, мог часами оставаться в храме, лично совершал помазание елеем, к-рое затягивалось до полуночи. В дни, когда не совершал богослужения, прочитывал все чинопоследование дня (Богословский. 1914. С. 577-578).
Награжден орденами св. Анны 2-й (1889) и 1-й (1896) степени, св. кн. Владимира 2-й степени (1901), св. кн. Александра Невского (1909) и 2-м таким же орденом с бриллиантовыми украшениями (1913).